Бизнес со своими

Перед открытием своего дела всегда очень остро встает вопрос с кадрами: кого взять на работу? Совсем нового человека или довериться своему родственнику? В статье разберем плюсы и минусы такой работы. Текст подготовлен с учетом собственного опыта автора по совместной работе с роднёй.

Плюсы

Плюс 1. Очень важным моментом является то, что вы давно друг друга знаете. Нет необходимости нанимать кадровика, самому мониторить так называемые работные сайты, листать резюме и искать сотрудников: у вас уже есть готовый сотрудник. Поэтому экономия времени очевидна.

Плюс 2. Вам не надо «присматриваться» к новому сотруднику: вы уже в курсе о всех особенностях характера и поведения своих родственников. Вы уже знаете, что дядя Вова прекрасный сантехник, но иногда любит выпить и периодически уходит в запои, а значит он может сорвать сроки (что важно при работе с заказчиками) и, в итоге, подвести вас.

Поэтому, при его трудоустройстве вы можете заранее взвесить все «за» и «против» и принять решение ещё «на берегу», а не тогда, когда человек уже нанят вами, подвёл вас по всем фронтам и теперь стоит задача его уволить.

По аналогии с предыдущим примером, вы уже знаете, что двоюродная сестра Софочка, несмотря на свой ярко-красный диплом вообще по специальности не работала, во время учебы за свои оценки «договаривалась», поэтому и брать её юристом не стоит. По крайней мере, юристом в единоличном лице, возможно стоит рассмотреть её на должность помощника, но это уже ваш выбор.

При этом, у вас есть и положительные примеры: брат вашего мужа классный специалист по продажам, уже много лет работает в аналогичной сфере, и вы уверены, что у вас он себя хорошо проявит. Поэтому нечего ему уже шестой год сидеть без повышения у конкурентов, – с радостью берем его к себе на работу!

Из собственного опыта могу сказать, что, начиная вести совместный бизнес, мы все уже имели достаточный опыт и знали потенциал друг друга.

Уже на этапе регистрации деятельности мы разделили обязанности между собой исходя из своих знаний, опыта, компетенции и особенностей характера. Я искренне считаю, что невозможно одному человеку охватить все сферы деятельности в юриспруденции сразу. Всегда есть какие-то «любимые» и/или часто встречающиеся сферы: есть специалисты по арбитражу, по налоговым, земельным спорам, отдельно стоят специалисты по семейному праву. В итоге, в результате грамотного разделения рынка у каждого есть свой участок работы.

Плюс 3. Огромным плюсом лично для меня в семейном бизнесе является взаимовыручка и более лояльное отношение друг к другу. В случае болезни или внезапно образовавшейся поездки, мне не надо отпрашиваться с работы, брать больничный и тд. Я просто попрошу родных, и они меня спокойно заменят. Нет необходимости писать докладные, заявления (на отпуск) и устраивать бумажную волокиту. Всегда можно договориться и гораздо проще это сделать с родными людьми.

Так, на первоначальном этапе возможны и задержки в выплатах заработной платы и/или нерегулярность дохода. В этом случае, договориться с родней будет проще, чем объяснить эти задержки «чужому» человеку. Однако, должен быть и здравый смысл, и, если вы покупаете третью машину за год, не платя никому из сотрудников ни рубля, – объясниться с роднёй придется точно также.

По собственному опыту могу отметить, что в самом начале ведения бизнеса мы еще нарабатывали клиентскую базу и доход был не такой регулярный как сейчас. Всё это мы обговорили «на берегу», поэтому избежали претензий по этому поводу друг к другу.

Плюс 4. Несомненным плюсом является то, что, когда ваше дело пойдет, а это будет обязательно, вы поможете хорошо зарабатывать не кому-то, а своей семье. Поверьте, ваши родные буду благодарить за то, что в далеком 2010-м году вы поверили в своего мужа, которого выгнали с работы, или в родную маму, которая так любила вязать на заказ, и решились открыть с ними совместное дело. В семье все понимают, что бизнес — это общее детище, и мы все им занимаемся вместе.

По моему мнению, бизнес — это независимость в финансовом плане. И я довольна, что, работая семьей, я помогаю и им тоже. Очень часто мы все вместе ездим куда-то, и это заметно сплачивает и наш коллектив на работе и нашу семью как ячейку общества.

Минусы

Недостатки работы с родственниками, это обратная сторона их же достоинств

Минус 1. Близких тяжелее контролировать. Вы можете быть вполне себе успешным человеком: иметь высшее образование, свою семью, детей, и даже свой собственный бизнес… Но, для родителей вы всё ещё маленький мальчик. Поэтому, чтобы избежать «снисходительного» отношения к себе, свою правоту придется отстаивать. И делать это перед старшим поколением (родителями, бабушками-дедушками, дядями-тётями) довольно трудно. Вы должны быть готовы к конфликту «отцов и детей», это довольно часто встречающаяся проблема в семейных бизнесах. Это надо понимать.

Допустим, вы решили открыть дело в сфере программирования. В этом случае, привлекать к работе своего папу, который ничего не знает про сферу IT и при этом не способен быстро обучаться новому, не стоит.

Если ваши родители или старший брат не воспринимают вас всерьез и готовы спорить с вами о принятых решениях, тем более при всех и на работе, и в семейном кругу — авторитета в глазах остальных работников вам это не добавит.

Выходом из ситуации являются договоренности в самом начале

Кто за что отвечает, кто дает советы, критикует, а за кем остается окончательное решение. Важно понять, что возможно вам будет нужно отстоять свою точку зрения с человеком, который вполне может задавить вас авторитетом и возрастом.

Если вы принимаете в штат работника даже значительно старше вас, такие проблемы «с авторитетом» и споры из серии «кто в доме главный» не возникают.

В любом споре стоит иметь в виду, что в споре оппонент должен предлагать конструктивную критику, а не просто делать замечания из серии «я так всю жизнь делал и вас всех как-то тянул и растил».

Еще один выход: правильное делегирование обязанностей

Если ваш свёкор оформлен водителем, то он именно водит машину, развозит грузы, он не лезет в бухгалтерию, не проверяет цены у накладных, не рассказывает вам истории с прошлой работы «как у них всё там было налажено», не спорит с вами.

Если старшая сестра у вас занимается поиском новых клиентов, то она не стучит на водителя за то, что он опоздал, а в баке кончается бензин, не спорит с вами на совещаниях и не рассказывает всей работе «смешные истории» из вашего детства.

Если же вы сразу понимаете, что родные не смогут абстрагироваться от семейных проблем, будут спорить с вами при всех, то не стоит начинать с ними бизнес изначально. Так как у вас потом неизбежно начнутся сложности.

Минус 2. Очень большим недостатком является жалость к своим близким. Здесь не даем сесть себе на голову: если ваш племянник без конца отпрашивается с работы, заказчикам хамит, сроки срывает, но у него при этом двое маленьких детей, жена в декрете, ипотека и 5 кредитов, то стоит задуматься нужен ли вам такой безответственный работник?

Выходом является разделение личной сферы и работы. Еще в самом начале чётко скажите родным, что в первую очередь вы для них работодатель, а они изначально сотрудники, и только во вторую очередь ваша семья. Оценивать работу вы должны в первую очередь как собственник бизнеса (то есть ваша цель – получить прибыль, а не просто помочь за свой счет родным).

Минус 3 возникает при увольнении человека. Это всегда процесс сложный и неприятный. В случае расставания с простым сотрудником вы оцениваете только его трудовой деятельностью, то в случае с родными людьми помимо его работы вы также будете учитывать и степень его родства с вами.

Выход: когда приходится расстаться с родственником, подготовьтесь к такому разговору заранее.

Просто сказать «тётя Надя, вы хороший сотрудник, но мне придется вас уволить», – не получится однозначно. Вы должны понимать, что должны очень четко объяснить причины увольнения. В этом случае, возможна и «тяжелая артиллерия» в лице сестры о том, что вы выгнали дитятко (дитятку может быть и 37 лет, кстати).

Резюме

Самым главным итогом при работе со своей семьей является правильная оценка их возможностей! Не нанимайте некомпетентных людей, даже если они ваши ближайшие родственники! Поверьте, лучше изначально не брать человека, если вы знаете, что он не подходит, чем пойти на поводу у кого-то и потом мучиться годами.

Как видно из статьи, все недостатки при ведении общего бизнеса с родственниками вы испытаете, только если при ведении дел будете полагаться на родство, а не на уровень готовности человека трудиться и вкладываться.

Желаю вам удачного ведения дел с по-настоящему близкими вам людьми

Комментарии

Добавить комментарий.

Ваш e-mail не будет опубликован.